Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети, проживающие в малоимущих семьях
- Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
- Дети-жертвы насилия
Факторы социального риска
- Социально-экономические: низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья, семьи с престарелыми родителями
- Социально-психологические: семьи с конфликтными отношениями
- Психолого-педагогические: семьи с низким общеобразовательным уровнем
- Криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия.
Кризис - это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами. Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь (полиции, скорой помощи и др.), случаи самоубийства или смерти, насилия среди сверстников и другое.
Реакция ребенка на кризисную ситуацию
▪ Многих родителей беспокоит то, как дети реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия).
▪ Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию.
▪ Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые; реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.
От рождения до 2-х лет
▪ Высокий уровень тревожности ребенок может выражаться в плаче, кусании, бросании предметов, сосании пальца и в возбужденном поведении.
▪ Если ребенок пережил травму в этом возрасте, то позднее могут остаться неосознанные воспоминания о травматической ситуации (в основном, на эмоциональном уровне).
2-х – 6-ти летние дети
▪ Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
▪ Можно наблюдать тревожную, усиленную привязанность к родителям или опекунам;
▪ Могут стать несамостоятельными;
▪ Любые изменения в повседневной жизни могут воспринимать как угрозу для своей безопасности;
▪ Может усилиться склонность к скрытности, возможны нарушения сна, ночные кошмары;
▪ Хотя в этом возрасте дети не могут еще понять, что такое смерть, травматические синдромы у них могут появиться быстрее, чем у взрослых.
6-ти – 10-ти летние дети
▪ Могут использовать травматическую ситуацию в своих играх или выборе игрушек;
▪ Могут уменьшиться способности к концентрации;
▪ Могут появиться радикальные изменения в поведении ребенка;
▪ Могут начать фантазировать о произошедшем со «спасением» в конце;
▪ Может усилиться склонность скрытности;
▪ Могут возникать трудности в контроле своего поведения;
▪ Может проявиться поведение, которое было характерно ребенку в более раннем возрасте.
Оказаться в неблагоприятных, кризисных условиях может любой ребенок. Перемены, с которыми он самостоятельно справиться не может, несут социальные, общественные и внутрисемейные события (наркомания, пристрастие к алкоголю, насилие, маргинальный образ жизни, малообеспеченность, медицинские проблемы и т.п.). Помощь детям, попавшим в непростые условия (будь то семейный или общественный кризис), должна быть многоступенчатой, грамотно организованной, эффективной.
Профессиональная организация помощи трудным детям предусматривает:
- диагностику семьи, личности;
- раскрытие реабилитационного потенциала ячейки общества;
- разработку индивидуальной программы социальной адаптации или реадаптации;
- непосредственную работу с малышами и родителями;
- сопровождение и консультационную поддержку на всех этапах;
- взаимодействие с семьей либо опекунами
Эффективная поддержка ребенка вне зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации, тяжести конкретного случая, включает:
- Проработку каждой имеющейся проблемы.
- Создание мотивации к успеху и условий для его достижения. Это позволяет решать вопросы нравственного, физического совершенствования.
- Вовлечение малышей в процессы воспитания, обучения, неформальной коммуникации.
Первая помощь в кризисной ситуации (рекомендации педагогам)
∙ Помните, для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось
∙ Осторожно установите телесный контакт с ребенком. Возьмите его за руку или похлопайте по плечу.
∙ Займите положение на том же уровне, что и ребенок. Не поворачивайтесь к ребенку спиной.
∙ Не прикасайтесь к голове или иным частям тела.
∙ Успокойте ребенка.
∙ Дайте ребенку выговориться. Отвечая на его вопросы сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы
∙ Скажите ребенку, что вы останетесь с ним. В случае расставания найдите себе замену.
∙ Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
∙ Будьте готовы вообще не говорить. Ребенку может быть достаточно того, что вы рядом
Как помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию (рекомендации для родителей)
▪ В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы.
▪ Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку.
▪ Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм.
▪ Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить. Способность выразить свои чувства – это сила, а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все».
▪ Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия.
▪ Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками.
▪ Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи.
▪ Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев, ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации.
▪ Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов (психологов, психотерапевтов).
Позаботьтесь о том, чтобы каждый день у ребенка было:
▪ Чувство защищенности и принадлежности дома, в образовательном учреждении, в обществе;
▪ Другие поддерживающие взрослые в жизни ребенка, не считая родителей;
▪ Регулярная, еженедельная организация активности под руководством взрослых.
▪ Находите время, чтобы побыть со своим ребенком!
▪ Старайтесь решать конфликтные ситуации дома спокойно, покажите образец конструктивного взаимодействия. Помните – если мы кричим на своего ребенка, то он уже не услышит нас, когда мы будет просто говорить.
▪ Наблюдайте, не появилось ли нетипичное, непростое поведение у вашего ребенка. Например, чрезмерный плач, переигранные шутки, долгое молчание и скрытность, а также неожиданная открытость – все это может быть чертами тревожности. Ищите помощи профессионалов, если такое поведение будет продолжаться долгое время.
▪ Не допускайте хранение оружия в доступных для детей местах.
▪ Не устанавливайте в комнате ребенка телевизор. Прерывайте и ограничивайте просмотр насильственных сцен, которые ребенок видит по телевизору, в кино или компьютерных играх. Будьте внимательны к тому, чем ребенок интересуется в интернете.
▪ В обсуждениях и разговорах, используйте примеры из литературы и искусства.
▪ Поддерживайте контакт с другими родителями, чтобы быть в курсе, чем занимается ребенок, с кем встречается и где.
▪ Узнайте, проводятся ли в школе занятия по профилактики безопасности, учат ли детей как справляться со злостью, спокойно решать конфликтные ситуации, искать выход из кризисных ситуаций, уживаться с другими, не смотря на их национальную, культурную, религиозную принадлежность. Убедитесь, что в школе существует план действия в кризисной ситуации, который предусмотрен не только для выхода из самой ситуации, но и для ее профилактики.
▪ Добровольно сотрудничайте со школьными или общественными программами по вопросам безопасности.
▪ Поддерживайте представителей законодательства, в приоритете которых духовное здоровье детей и различные профилактические программы.
▪ Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов для себя и своей семьи, если она вам рекомендована.
ВАЖНО! Принцип простой: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу.
▪ Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
▪ Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.
▪ Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.
▪ Придумайте последовательность действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.
▪ Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
▪ Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
▪ Узнайте сами и научите детей, где дома находятся электрические и газовые щиты, в каких случаях их надо выключать и как это делать.
▪ Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).
▪ На видном месте напишите, как в необходимом случае найти других членов семьи (номера телефонов, место работы).
▪ Договоритесь, к кому из соседей ребенок может обратиться, если не удается найти членов семьи.
▪ Решите, где безопасный выход, на случай эвакуации из дома.
▪ Решите, где будет место встречи семьи в кризисном случае (тревога увеличивается, когда рядом нет семьи). Каждому случаю надо выбрать одно место встречи недалеко от дома, и второе поблизости.
▪ Очень важно сотрудничество с соседями – включите их, переговорите возможные кризисные ситуации и согласуйте план действий.
▪ И самое важное – вместе попробуйте в действии «кризисный план». Время от времени каждому члену семьи важно освежить в памяти детали плана.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:
В России действуют адресные программы поддержки малоимущих семей и одиноких граждан, но не каждому нуждающемуся о них известно. Хотя многие имеют право на материальную помощь и могли бы её получить.
Кому положено?
В России можно получить единовременную денежную выплату для граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Это такой вид социальной поддержки населения. Ее еще называют материальной помощью.
Условия предоставления такой поддержки, ее объемы и правила получения устанавливают власти регионов РФ. Чаще всего на материальную помощь могут претендовать малоимущие семьи и пожилые люди, столкнувшиеся с жизненными обстоятельствами, последствия которых они не могут преодолеть. Например, тяжелой болезнью, инвалидностью, пожаром и т.д. Также на помощь могут претендовать «одиноко проживающие граждане».
В большинстве случаев на такую выплату можно претендовать не чаще одного раза в год, и она не является гарантированной. Материальную помощь оказывают, если в бюджете региона есть средства на эти цели, а также в случае одобрения такой выплаты заявителю местным органом соцзащиты или губернатором. При этом размер выплаты не должен превышать фактические расходы семьи на преодоление сложной ситуации.
Как получить?
Чтобы получить материальную помощь от государства, необходимо подать заявление на получение выплат и собрать пакет документов. Преимущественно всегда в их числе есть документы, которые должны подтвердить сложную жизненную ситуацию. Например, это может быть справка о наличии заболевания у заявителя или члена его семьи, свидетельство о смерти кормильца или справка об установлении инвалидности.
Иногда эта поддержка имеет косвенный характер (например, при ухудшении финансового положения можно получить кредитные каникулы и не платить пени за просроченные услуги ЖКХ), а иногда – прямую материальную форму (повышенные пособия по безработице, дополнительные детские пособия и пр.).
Куда обращаться?
Чтобы получить помощь от государств, заявитель должен иметь российское гражданство и иметь прописку в регионе обращения или статус лица «без определенного места жительства». На рассмотрение заявления и предоставление помощи обычно отводится не более 30 календарных дней. За это время сотрудники территориального органа соцзащиты проверят предоставленные заявителем сведения и сформируют запросы в контролирующие инстанции, а также дадут оценку его ситуации.
Узнать детали о материальной помощи в конкретном регионе и условиях ее предоставления можно в соцзащите или МФЦ по месту проживания, на сайте местной администрации или на портале госуслуг.
Кроме материальной помощи, граждане РФ могут рассчитывать и на натуральную помощь в виде продуктов питания или одежды, медикаментов, средств гигиены, а также получить в пользование временное жилье.
Почему могут отказать?
Если факт сложной жизненной ситуации не подтвердился, то в материальной помощи могут отказать. Также заявитель может получить отказ, если он не соответствует предъявленным критериям для получения помощи или предоставил неполные сведения.
Органы соцзащиты должны оформить отказ в письменном виде и передать его заявителю. Отказ может быть обжалован в судебном или досудебном порядке.